(8772) 52 04 60
Служба по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи

Опыт нашей работы

Участвуя в федеральном проекте «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» в Республике Адыгея специалисты Службы по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи АНО ДО «Образовательный центр «Планета» ежедневно консультируют десятки  родителей (законных представителей), имеющих детей от  0 до 18 лет, по  вопросам в области воспитания, развития и образования детей.

В этом разделе мы будем приводить ответы наших специалистов по темам, которые могут быть интересны многим  

Как отличить полезные видеоигры от потенциально вредных

Материал подготовлен руководителем Службы Лебедевой Е.А. С полной статьёй о влиянии видеоигр вы можете ознакомиться на сайте Растимдетей.рф

Родители обычно относятся к компьютерным играм с настороженностью, а то и с неприязнью, считая их бесполезной тратой времени. Компьютерные игры винят в том, что они крадут время у учебы, что из-за них дети перегружают глаза, недостаточно спят, перестают общаться с родными и рискуют стать зависимыми. Но видеоигры могут быть и полезны ребенку. Эксперт в области геймификации образования Илья Заславский объясняет, какие игры могут помочь в образовательном процессе, и предлагает родителям правила, которые помогут отличить потенциально полезную игру от потенциально вредной.

Когда родители тревожатся за ребенка, им трудно сосредоточиться на пользе, которую могут принести игры школьнику. Полезные видеоигры есть, но чтобы признать этот факт, родителям придётся разобраться в этой теме.

 Начать самообразование можно с разговора с детьми: любой ребенок будет счастлив рассказать заинтересованному слушателю, во что играет, что именно увлекает его в той или иной игре, считает эксперт. В результате такого разговора взрослому, скорее всего, откроется новый удивительный мир, где найдется много интересного.

Игры, которые открывают новые возможности

Полезные игры эксперт условно делит на два вида: игры-проводники и игры-лаборатории.

Игры-проводники

«Это развлекательные игры, что не мешает им быть полезными инструментами в создании или поддержании научных интересов ребенка», — объясняет Илья Заславский и приводит несколько примеров таких игровых проектов.

Predynastic Egypt

Историческая стратегия, в которой действие разворачивается в V–III тысячелетиях до нашей эры в Египте, в древнем городе Иераконполе. Разработчики консультировались с египтологами, чтобы точнее воссоздать культуру и религию древней цивилизации в виртуальном мире. Окунуться с головой в глубину времен, примерить на себя роль героя или бога, изучать местность, в которой живешь, — это далеко не полный перечень того, что ждет ребенка в игровой вселенной Predynastic Egypt.

Total War: Three Kingdoms

Игра из серии большого игрового проекта Total War. Посвящена она истории древнего Китая, которая реконструирована по роману китайского прозаика Ло Гуаньчжуна «Троецарствие». Роман был написан в XIV веке и рассказывал о реальных событиях начала I тысячелетия в Поднебесной: о борьбе за власть, войнах, дипломатических играх, междоусобной борьбе между тремя царствами, на которые распался Китай.

Assassins Creed Odyssey

Игра, которая позволит игроку погрузиться в мир Древней Греции, побродить по давно уже не существующим городам, познакомиться с Сократом или Кассандрой, может быть, войти в образ и даже поиграть за них. Игрок получает шанс увидеть мир таким, каким он был когда-то и уже никогда не будет.

«Игры-проводники — пример того, что именно видеоигры могут сделать для людей разного возраста», — говорит Илья Заславский. -Причем сделать это могут только они: познакомиться с историей так, чтобы она не оставалась только параграфом в учебнике, слайдом из презентации или строчками из Википедии».

Игры-лаборатории

К играм-лабораториям относятся игровые проекты, часть из которых создается с образовательными целями, часть — с коммерческими.

Spore

Игра-лаборатория, которая позволяет игроку включиться в процесс эволюции. Стадии развития природного мира здесь объясняются наглядно и доходчиво. Они делятся на несколько этапов, от живой клетки до сложно функционирующего существа в космосе.

Игры, которых следует избегать

Родителям стоит провести экспертизу игр, которыми увлекаются дети. Для этого предстоит поговорить с ребенком и выяснить, во что он играет, что его интересует в игре, чем его привлекает конкретная игровая вселенная.

Илья Заславский выделяет несколько видов игр, которые не только не принесут ребенку никакой пользы, но могут навредить при длительном взаимодействии.

Игры со встроенными покупками

Сама игра может быть номинально бесплатной, но внутри игры ребенка будут подводить к мысли: нужны реальные деньги, чтобы приобрести игровые возможности. «Механики, встроенные в эти игры, предназначены не столько для развлечения, а для того, чтобы мотивировать игрока совершить покупку. Они создают стрессовые ситуации, которые могут легко разрешаться, если игрок готов тратить деньги».

Казуальные и гиперказуальные игры

Это простые игры с хорошей графикой и минимумом текста типа «Три в ряд», «Тетрис» и тому подобных. Их отличительная особенность — отсутствие какой бы то ни было интеллектуальной нагрузки.

«Они не знакомят игрока с новым интересным материалом, не ставят перед ним новые интересные задачи», — говорит Илья Заславский. — Казуальные игры — убийцы времени, попкорн, в котором нет интеллектуальных калорий. Они ничего не дадут ребенку».

Во всех случаях родителям необходимо учитывать возрастную маркировку, которой снабжается каждая игра. Если в ее описании сказано, что она ни в коем случае не должна попасть в руки человека, которому еще не исполнилось 18 лет, следует прислушаться к разработчикам.

«Наблюдайте, во что играет ваш ребенок, с кем он общается в игре, вокруг чего она идет», -советует Илья Заславский родителям, которые беспокоятся за своих детей. И повторяет: ни одна видеоигра не заменит ребенку радость общения с родителями, потому что конечная его цель — общение, а не погружение в виртуальный мир.

Как защитить интересы своего ребенка

Рекомендации родителям даёт руководитель Службы Лебедева Е.А.

Даже в детсадовской жизни найдется немало поводов для того, чтобы защитить интересы ребенка. Самая распространенная ситуация -проведение разного рода исследований (тестирования) без информирования родителей и без получения от них разрешения на эти действия в отношении их ребенка.

Педагоги чаще всего объясняют необходимость проведения такого рода исследований образовательной практикой, необходимостью оценить результаты развития ребенка. Как правило, все завершается тем, что воспитатели выстрадают рейтинговые таблицы (столько-то детей показали высокий уровень развития, столько-то — средний, столько-то — низкий). На самом же деле, педагоги обязаны использовать подобные действия прежде всего для оценки эффективности своей собственной деятельности, а полученные результаты — для того,чтобы искать и находить индивидуальные, подходящие для каждого конкретного ребенка методы приемы.

Как предотвратить проблему? Прежде всего, стараться быть в курсе событий. На родительских собраниях надо не просто безропотно выслушивать мнение педагогов об«усвоении ребенком программы», а спрашивать о том, какими они видят сильные и слабые стороны, достижения и перспективы ребенка, что они делают для того, чтобы помочь ему достичь лучших результатов, что предлагают делать вам, родителям.Обязательно обсуждайте с педагогами все тревожащие вас ситуации. Лучше пусть вас посчитают излишне внимательными родителями, чем недосказанное вами будет мешать ребенку жить. Не принимайте на веру все негативное, что говорят о малыше педагоги. Прежде всего нужно получить факты, подтверждающие их мнение. Для этого обязательно используйте свое право присутствовать в группе,наблюдать за ребенком среди сверстников.

Вполне возможно, что вы увидите те факторы, которые вызывают негативное поведение ребенка, и поймете, что дело вовсе не в нем.В случае, если вы увидели подтверждение мнения воспитателя, не принимайте это как трагедию. Ребенок растет и развивается, так что правильным будет решение — обсудить ситуацию и предпринять совместные действия в пользу малыша.Будьте уверены: если этого не сделаете вы, не сделает никто.

Если ребенок дразнится и ругается

Рекомендации родителям даёт руководитель Службы Лебедева Е.А.

Эта проблема представляет определенную сложность, потому что, с одной стороны, взрослые не хотят «спускать» использование бранных слов, а с другой стороны, знают, что если на это обращать слишком много внимания, то дети будут ругаться еще больше.

Не стоит считать, что все плохое дошкольники получают в детском саду. В реальности все без исключения ребята уже когда-то и где-то слышали эти слова раньше, просто сейчас они вошли в тот возраст, когда им интересно испытать их эффект на своем опыте. Как правило, есть два типичных периода, когда дети ругаются: от 2,5 до 3,5 лет и от 4 до 5.

Как предотвратить проблему?

Поговорите с ребенком о значении слов, которые люди обычно используют для того, чтобы выразить отрицательные эмоции. Например: «Мне не нравится, я рассердился, мне неприятно, я злюсь, мне больно»

Когда ребенок выражает свои чувства приемлемыми словами, похвалите его: «Это просто замечательно, что ты по-человечески объяснил нам, что ты чувствуешь».

Как справиться с проблемой, если она уже есть?

Сначала нужно разобраться, почему малыш говорит бранные слова. Это может быть желание привлечь к себе внимание взрослого или других детей. Это может быть одним из способов обрести некоторую власть над другими, выводя взрослых из терпения, обижая детей. Это может быть автоматическая реакция на обиду или злость — ребенок видит, что родители поступают именно так.

Если ребенок ищет внимания и власти — полностью проигнорируйте его слова. Если другие люди или дети пожалуются вам на это, скажите: «Я слышала и не обратила на это внимания. Вы можете сделать так же». Не проявляйте никакого волнения или гнева, так как ребенок именно этого и добивается. Несколько минут спустя спокойно поговорите с ним о недопустимости использования таких слов.

Если ребенок произносит бранные слова автоматически или в подражание взрослым, вмешайтесь мгновенно, но очень спокойно. Скажите ему, что эти слова могут обидеть других.

Психологическое просвещение родителей

Рекомендации консультанта — психолога Службы психолого-педагогической и методической консультативной помощи, педагога-психолога Даренской Л.В. (Красногвардейский район)

Люби своего ребенка!

То есть радуйся его присутствию, принимай его таким, ка­ков он есть, не оскорбляй и не унижай его, не подрывай его уверенности в себе, не подвергай его несправедливому наказа­нию и не отказывай ему в твоем доверии — дай ему повод любить тебя. Для ребенка главными признаками того, что его любят, является «особое время вместе с мамой и папой», инте­рес родителей к его деятельности, их поощряющие улыбки и слова о том, что «они его любят», тактильный (прикосновение, объятия) и зрительный контакт (глаза — глаза) со взрослым.

Будь добрым примером для своего ребенка!

Привей ему уважение к культуре своего народа, традицион­ным ценностям. Ребенку необходим такой домашний очаг, где семья дружна, где уважают и любят стариков, где поддержива­ют тесные и искренние связи со всеми родственниками и друзьями, где готовы мириться с недостатками другого человека и помогать в их исправлении.

Ребенок должен жить в такой семье, где придерживаются идеалов любви, веры и надежды, ответственности за свое пове­дение, тогда у него будет формироваться чувство гордости за свою семью и стремление быть похожим на родителей.

Играй со своим ребенком!

То есть уделяй своему ребенку необходимое время, разговаривай с ним, играй с ним так, как ему нравится. Принимай его игры всерьез, войди через них в картину его мира и взгляни на других и себя его глазами. Используй принцип сотворчества взрослого и ребенка, применяя приемы прогнозирования и обсуждения воз­можных последствий поведения ребенка, предвосхищение и про­игрывание в игре реальных событий, их моделирование. Действия в игровом образе помогут ребенку быстрее определиться и обрес­ти себя в сложном мире человеческих взаимоотношений.

                Трудись со своим ребенком!

Разреши своему ребенку принять участие в твоей работе (в доме, в саду или огороде). Помоги ему усвоить алгоритм трудо­вого действия. Используй принцип оценки того, что сделано успешно ребенком, а не того, что ребенок не смог или не успел сделать. Создавай ситуации возможности выбора цели: «Как ты хочешь и почему? Ты можешь …» Когда ребенок подрастет, приучай его участвовать во всех работах по хозяйству дома и в группе детского сада, научи его нести ответственность за невы­полнение своих обязанностей.

Позволь ребенку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно!

Дай ему возможность накопить собственный опыт, даже если это связано с известным риском. Используй метод эмоционального предвосхищения последствий ситуации, его проигрывания в игре. Чрезмерно оберегаемый ребенок, «застрахованный» от любой опасности, нередко «выпадает» из жизни своих сверстников и становится объектом их насмешек или жалости.

Покажи ребенку возможности и пределы человеческой свободы!

Родители должны раскрыть перед ребенком замечательные возможности развития и утверждения человеческой личности. Создавай ситуации борьбы мотивов: «Как ты хочешь поступить? А почему ты так хочешь? А как можно поступить по-другому? А как лучше? А как бы поступил другой мальчик (девочка)? А как бы поступила я? А почему бы я так поступила?» Вместе с тем ему нужно показать, что любой человек должен признавать и соблюдать известные нормы поведения в семье, в коллективе и вообще в обществе. Поэтому родители обязаны следить за пове­дением ребенка и направлять его таким образом, чтобы его по­ступки не причиняли ущерба ни ему самому, ни другим. При этом следует помнить, что методы наказания воспитывают хуже, чем методы поощрения и стимулирования, однако, в случае не­обходимости, следует воспитывать уважение к правилам посред­ством и наказания, но без злости и раздражения взрослого.

Жди от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии с возрастом и собственным опытом!

Ребенку требуется длительное время, пока он научится ори­ентироваться в этом столь сложном мире. Помогай ему, как можешь, и требуй от него собственного мнения или самостоятельного вывода только в том случае, когда он способен на это в соответствии с накопленным опытом и ступенью своего раз вития. Используй метод логических последствий, помогая ре­бенку соотнести причину и следствие своих поступков и жиз­ненных обстоятельств.

Предоставляй ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний!

Ребенок «питается», так же как и взрослый, переживания­ми, которые дают ему возможность ознакомиться с жизнью дру­гих людей и с окружающим миром. В первую очередь, на период переживаний в ранг ценных воспоминаний оказывают сов­местные семейные традиции.

Советы психолога (памятка для родителей)

Рекомендации консультанта — психолога Службы психолого-педагогической и методической консультативной помощи, педагога-психолога Даренской Л.В. (Красногвардейский район)

Несколько раз в день включайтесь в игру с ребенком, т. к. в одиночестве он явно скучает, и игрушки теряют свое назначение. Даже простое внимание к игре побуждает ребенка к новым действиям. Это помогает его более успешному умственному развитию.

Даже если вы устали, раздражены, а малыш требует ответа, постарайтесь успокоиться и ответить либо переключите внимание на что-то другое.

Предлагайте ребенку игрушки, которые бы обучали его различать предметы по цвету и форме, а также по размеру. Это пирамидки, кубики, мячики.

Продолжайте петь малышу песенки, слушайте вместе с ним музыку – этим вы разовьете слух ребенка, а в плане эмоционального хвалите ребенка за то, что у него получается.

Когда вы его хвалите – это поведение становится привлекательным для малыша и желательным для вас.

Малыш должен видеть, как проявляют сочувствие члены семьи друг к другу, и он должен сам

Малыш быстро «заражается» чувствами других. Замечено, что в 2 – 3 года он перенимает поведение и манеру общения взрослых.

  Как можно запретить не запрещая                                                           

Рекомендации консультанта — психолога Службы психолого-педагогической и методической консультативной помощи, педагога-психолога Даренской Л.В. (Красногвардейский район)

Как не надо говорить Что думает ребёнок Как сказать правильно
Не прыгай на краю. Упадёшь! Проверим! Стой! Осторожно, край! Посмотри…
Нельзя рисовать на обоях. Буду! Вот большой лист, рисуй здесь.
Не дёргай кошку за хвост! А за что можно? Кошке больно, она тебя оцарапает.
Не лезь в эту лужу! Я не лезу, только попробую… Лужа глубокая, обойди её с краю.
Не шуми! Буду! Давай послушаем тишину.
Нет, я не разрешаю тебе идти в парк, нечего тебе там делать (ты ещё слишком мал, чтобы…). Я большой! Но я же не маленький! Одному в парке опасно… в парк пойдём вместе, в воскресенье… возьми меня с собой…
Сколько раз тебе говорить! Форма риторического вопроса не доходит до ребёнка, потому что он не считает это ни за вопрос, ни за указание. Сделай то-то и то-то… (Конкретно скажите, что вы от ребёнка хотите.)
Не трогай мороженое, пока не съешь кашу. Вам что, мороженого жалко?! Сегодня у нас на десерт мороженое!
Сколько можно висеть на телефоне! Сколько надо! А сама-то… Извини, ты давно разговариваешь, а мне надо позвонить…
Сними этот безобразный плакат. А мне нравится! (Много ты понимаешь!) Повесь, пожалуйста, что-нибудь другое, а то я боюсь такого реалистичного изображения огня (меня пугают такие монстры).
Сколько можно сидеть за компьютером! Он подумает, но не скажет: «Да сколько  угодно». Ты играешь почти час. Через 10 минут заканчиваешь, хорошо

Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?

Рекомендации консультанта — психолога Службы психолого-педагогической и методической консультативной помощи, педагога-психолога Даренской Л.В. (Красногвардейский район)

1 Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.

2 Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи.

3 По возможности приводить малыша в ясли должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.

4 Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.

5 Разрешите ребенку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.

6 В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

7 В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.

8 Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период (сосание соски, качание).

9 Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.

10.На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра.

11.Будьте терпимее к его капризам.

12.«Не пугайте», не наказывайте детским садом.

13.Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.

14.Не скупитесь на похвалу.

15.Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом!

Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки младшего школьника

Подготовила специалист Службы психолого-педагогической и методической консультативной помощи   Князева И.С. (г. Майкоп)

По мнению Г. Рейчлин и К. Винклер, родители задают исходный уровень притязаний ребёнка – то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний непосредственно влияет на самооценку ребёнка, поэтому родителям для формирования у своих детей дифференцированной адекватной самооценки в процессе воспитания следует соблюдать следующие рекомендации:

-находить время, хотя бы несколько минут каждый день, чтобы уделить ребёнку всё своё внимание, не деля его ни с чем;

-показать ребёнку, что родители признают и понимают его чувства, даже если не согласны с ним. Объяснить, что разные люди могут иметь разные чувства. Никакие человеческие чувства не бывают правильными или неправильными. Помнить, признавать чувства ребёнка, даже негативные, не значит позволять ему неприемлемое поведение;

-как бы ни нравилась ситуация или какой-либо план, спросить об этом мнение ребёнка, если необходимо, предложить ему пару альтернатив. Это не только приучит ребёнка думать самостоятельно, но и понимать, что его мнение ценят, что дает ребёнку чувство контроля над ситуацией;

-показывать детям свою бескорыстную любовь;

-установить последовательные, твёрдые ограничения. Это позволит ребёнку понять, что окружающий мир предсказуем. Претворение их в жизнь требует выработки соответствующих последствий за неважное поведение;

-хвалить ребёнка за конкретные поступки. Если ребёнок видит, что родители действительно заметили его попытки что-то сделать хорошо, он их повторит;

-использовать ролевые игры для обыгрывания с детьми трудных или незнакомых ситуаций заранее, так чтобы, сталкиваясь с ними, дети чувствовали себя уверенно, комфортно, зная, что делать и чего ожидать;

-помочь детям научиться решать проблемы самим, не прибегая к помощи взрослых;

-уважать усилия детей;

-показывать ребёнку очевидные свидетельства его развития, его достижения. Показывать ребёнку его старые рисунки или его более раннюю видеозапись, чтобы доказать ему, какие он сделал успехи, какие приобрел новые навыки;

-объяснить ребёнку, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что ошибки дают человеку возможность учиться;

-стараться концентрироваться на позитивном, придумать что-нибудь интересное;

-помочь ребёнку почувствовать его важность, поручая ему какие-нибудь дела или обязанности, чтобы помочь семье;

-относиться с уважением к индивидуальным особенностям ребёнка, к его степени развития на разных стадиях;

-признавать сильные стороны своего ребёнка и хвалить за них, а не фиксировать внимание на его слабостях. Предоставить ребёнку как можно больше возможностей добиваться успеха в том, что ему нравится и что у него получается. Это поможет ему приобрести уверенность в себе;

-избегать сравнения своего ребёнка с другими. Пусть он знает, что его любят таким, какой он есть;

-рассказывать ребёнку интересные детали о семье, об истории семьи. Просить об это родственников;

-обязательно устраивать семейные праздники. Установить собственные семейные традиции;

-приоткрывать ребёнку свой внутренний мир, делиться с ним своими пристрастиями, знаниями и эмоциями;

-бережно относиться к внутреннему миру ребёнка, уважать его интересы, серьёзно воспринимать огорчения, какими бы тривиальными, повторяющимися и скучными они не казались;

-ребёнок должен видеть, что родители гордятся не только им, но и собой;

-родители должны понимать, что шуточные прозвища или поддразнивания ребёнком могут восприниматься серьёзно. И если он просит перестать, следует прислушаться к нему;

-стараться смотреть на некоторые вещи глазами ребёнка, помнить, что его понимание окружающего мира основывается на ограниченном опыте и не развитом его мышлении;

-знакомить ребёнка с многообразием окружающего мира, говорить о том, что каждый человек – уникален, и он тоже;

-с уважением говорить о культурных, физических и более тонких различиях между людьми.

Ребенок кусается

Рекомендации родителям даёт руководитель Службы Лебедева Е.А.

Чаще всего дети кусаются в возрасте от 12 до 24 месяцев. Причиной «кусачести» может быть прорезывание зубов, возбуждение, гнев. Иногда ребенку не хватает слов, и, пытаясь завладеть игрушкой, он кусается, считая это хорошим способом добиться своего. Чаще всего это происходит как мгновенная реакция, импульсивное действие, ребенок слишком мал, чтобы продумать какие-то другие, более приемлемые действия.

Как предотвратить проблему Помогайте детям выражать свои чувства и потребности словами: «Катя говорит: «Дай, дай». Это значит, она хочет поиграть с этой игрушкой». «Катя скажет: «Нет, нет». Это значит, Катя не хочет кушать».

Если вы видите, что ребенок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоиться — подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки.

Позаботьтесь, чтобы у ребенка было достаточно безопасных предметов для режущихся зубов.

Как справиться с проблемой, если она уже есть Дети ясельного возраста, как правило, еще слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что они кого-то укусили, и то, что взрослый сердится. Поэтому в такого рода ситуациях наказание, как правило, мало помогает. Лучше утешьте того, кого укусили, и достаточно резко скажите «кусаке»: «Это же больно!». Ваше лицо должно быть строгим, чтобы ребенок видел, что вы его не одобряете. Будьте лаконичнее, чтобы «кусака» не получил от вас слишком много внимания.

Внимательно понаблюдайте и попробуйте выяснить, в чем причина «кусачести». Если удастся, попробуйте поймать тот момент, когда малыш еще только вознамерится укусить. Остановите его и скажите: «Нельзя! Будет больно!».

Детские страхи

Рекомендации консультанта — психолога Службы психолого-педагогической и методической консультативной помощи    Вендиной Ж. А.

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. В животном мире страх — эмоция, основанная на прошлом негативном опыте, играющая большую роль в выживании особи.

Фобия, боязнь — симптом, сутью которого является иррациональный неконтролируемый страх или устойчивое переживание излишней тревоги в определённых ситуациях или в присутствии (ожидании) некоего известного объекта.

Фобия — это сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определённых объектов, видов деятельности или ситуаций.

Страхи можно разделить на два вида:

Врожденные – выступают как часть механизма инстинкта самосохранения.

Приобретенные –  вследствие получения негативного опыта, либо же, навязанные ближайшим окружением.

Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Существует несколько неочевидных причин, которые могут лежать в основе детских страхов:

Гиперопека

Ребёнок подвергается чрезмерной опеке со стороны родителей, постоянно слышит о том, что на каждом углу его ждет опасность. Это делает малыша неуверенным в себе и боязливым.

Недостаток внимания родителей

Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи.

Недостаток физической активности

Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.

Агрессия матери по отношению к ребенку

Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.

Нестабильная атмосфера в семье

Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.

Наличие у ребенка психологических и психических расстройств

Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Возрастная динамика возникновения страхов

0-5 месяцев:

    — страх перед внезапным шумом и ярким светом

6-8 месяцев:

 — страх глубины или чужаков

1 – 2 года:

 — страх разлуки, который постепенно рассеивается по мере осознания родительской любви

2-3 года:

-страхи, связанные с приучением к чистоплотности;

-страх быть покинутым — привязавшись к семье, ребенок чувствует свою зависимость от родителей и очень опасается их ухода;

-страх темноты. Сама по себе темнота не страшна, однако в темноте исчезает то, что было известно и знакомо ребенку. Предметы, на которые он смотрел в свете дня, выглядят во мраке иначе, и ему трудно их узнать.

3-6 лет:

-появляются страхи, связанные с физической цельностью тела;

-боязнь животных;

-страх темноты;

В этом возрасте границы между фантазией и реальностью еще размыты, возрастает агрессивность и усиливаются страхи перед чудовищами и ведьмами

6-7 лет:

-страх быть отвергнутым окружением;

-страх потерпеть неудачу и стать объектом насмешек учителей и товарищей;

страх гибели. Ребенок осознаёт, что время течет в одном направлении, и это подводит его к теме смерти, усиливая трепет перед ней.

Построение коррекционной работы с детьми дошкольного возраста

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста основывается на игровой деятельности и строится в соответствии с возрастом и спецификой чувства страха ребёнка. Она может быть групповой и индивидуальной. Так, если ребенок испытывает, так называемые «социальные» страхи – боязнь быть в новом коллективе, страх перед выступлениями и т.д., то лучше всего включить его в малую терапевтическую группу, внутри которой будут созданы тёплые, доверительные отношения и ребенок сможет получить поддержку от других членов группы.

Если это страх, связанный с нарушениями в общении с семьёй, страх перед наказанием, боязнь сделать что-то не так, то необходимо провести предварительную работу непосредственно с самими родителями, а после включить в данную работу и самого ребёнка.

Боязнь перед персонажами компьютерных игр, фильмов ужасов, темнотой, боязнь диких животных можно корректировать как в группе, так и индивидуально, предварительно установив причину возникновения чувства страха у ребёнка.

Поводом для углублённой индивидуальной коррекционной работы может стать чрезмерная подверженность ребёнка чувству страха, определить которую можно, в том числе и с помощью физических проявлений организма ребёнка во время диагностики: плаксивость, чрезмерная потливость, тремор конечностей, запинка речи, а также замкнутость и отказ от деятельности.

Важно помнить о том, что страхи присущи всем и от степени успешности в их преодолении зависит дальнейшее развитие личности ребёнка. Педагогам и родителям важно научиться понимать и принимать детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами и своевременно оказывать помощь и поддержку. Все, что требуется от взрослых в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх ребёнка, и найти правильный способ борьбы с этим страхом.

Проблемы дистанционного обучения в условиях пандемии

На многочисленные вопросы родителей школьников разного возраста отвечает

Дырбова И.Ю. специалист Службы по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям АНО ДО «Планета» (с. Красногвардейское)

При переходе на дистанционное обучение детей родители, опекуны столкнулись с целым рядом проблем, в основном их интересовали методы и приемы, которые помогут привить ребенку навыки преодоления сложных ситуаций и научить его справляться с возможным стрессом. Основным советом с моей стороны как педагога — психолога была рекомендация — прежде всего родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему, сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. В подобной ситуации очень важно попробовать сосредоточиться на возможностях, которые появились, вместо того чтобы думать о лишениях. Именно такой подход можно назвать оптимизмом.

В своей работе использовала как свои знания и опыт, так и методические рекомендации ведущих специалистов в данной области. Одним из частых запросов родителей была проблема внутрисемейных отношений: дети рвутся на улицу, хотят использовать это время, чтобы встречаться с друзьями, воспринимают самоизоляцию как внеплановые каникулы, которые жалко проводить дома. У родителей возникает вопрос: как объяснить ребенку, что пребывание дома на изоляции — это не «наказание», а это ресурс для освоения новых навыков, получения знаний.

Как же справиться с проявлением стресса у ребенка? Конечно же, в первую очередь, появление доброжелательного спокойствия членов семьи поможет придать ребенку уверенность, стабилизирует ситуацию. Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обязательно обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Обычный разговор по душам способен расположить к себе ребенка, способствует проявлению веры ребенка в свои силы. Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом успешнее. Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд ребенка. Лепить, рисовать, собирать пазлы…, и все это делать совместно.

Поощрять физическую активность ребенка. Стараться поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания). По откликам родителей, эффективным приемом для сближения, поддержки семейных традиции является систематизация семейных фотографии в альбомы. В процессе данной работы родители передают детям информацию о близких, интересные истории, связанные с той или иной фотографией, происходит диалог — тем самым устанавливается эмоциональная связь.

Что делать родителям, если подростки, испытывают беспокойство из-за коронавируса?

 Конечно же, не паниковать самим, поговорить с ребенком, отвечать на вопросы, совместно изучать информацию на медицинских сайтах. Объяснять, почему необходимо мыть руки после улицы, перед едой,— именно через руки вирус чаще всего попадает в организм человека; спать не меньше 7,5 часов; хорошо питаться; делать физическую зарядку (все это поможет поддержать и укрепить иммунитет). Очень важно соблюдать режим самоизоляции. Если у подростка есть какие-то страхи, обсудите с ним то, чего он боится. Но в этом разговоре важно не напугать подростка, не передать ему свои страхи и тревоги, если они у вас есть, и тем самым увеличить его страхи, а заодно и свои. Страхам подростка можно противопоставить простую понятную ему информацию: вирусы есть всегда, почти каждый год бывают эпидемии гриппа, когда на карантин закрываются классы или школы в каких-то регионах страны, люди болеют, подавляющее большинство выздоравливают без последствий. Не давите на своего ребенка, не контролируйте каждый его шаг, не напоминайте по сто раз про то, чтобы помыл руки, — это может привести к негативным последствиям: 1) например, вызовет протестные реакции, приведет к конфликтам, подросток перестанет вас слушать, будет игнорировать любую, даже самую важную, информацию, если она исходит от вас; 2) если подросток тревожный, чувствительный, это так сильно повысит уровень.

Дистанционное обучение! В первые 2 недели это был крик души родителей: то жалобы на учителей, то на «непослушных» детей, то на всю образовательную систему… При консультировании мною были даны рекомендации, взятые из «Рекомендаций авторского коллектива факультетов юридической психологии и психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета». В первую очередь, родителям следует сохранить и поддерживать для себя и ребенка привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу. Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослого (родителей, близких). Опыт родителей из других стран показывает, что потребуется некоторое время на адаптацию к режиму самоизоляции, и это нормальный процесс. Школе также нужно время на то, чтобы организовать этот процесс. Родители и близкие школьников могут повысить привлекательность дистанционных уроков, если попробуют «освоить» некоторые из них вместе с ребенком. Для ребенка — это возможность повысить мотивацию, а для родителей — лучше узнать и понять своих детей. Надо предусмотреть периоды самостоятельной активности ребенка (не надо его все время развлекать и занимать) и совместные со взрослым дела, которые давно откладывались. Главная идея состоит в том, что пребывание дома — не «наказание», а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел. Находясь дома, ребенок может продолжать общаться с классом, друзьями (звонки, ВК, групповые чаты). Родители могут подсказать идеи проведения виртуальных конкурсов (например, позитивных мемов и пр.) и иных позитивных активностей. Тем более, что школы активно участвовали во всевозможных акциях. Можно предложить подросткам начать вести собственные видеоблоги на интересующую тему (спорт, музыка, кино, кулинария).

Чем занять младших школьников в период объявленной эпидемии, кроме как ДУ? Займитесь вместе с ребенком какой-нибудь конкретной содержательной деятельностью. Вместе сделайте игрушку, совместный рисунок, приготовьте какое-нибудь блюдо. Когда ребенок рядом с родителями и что-то делает вместе с ним — это снимает тревогу. Постарайтесь использовать это время, чтобы Вам с ребенком лучше узнать друг друга. Можно вместе сделать спортивные упражнения. Важно сохранить привычный режим жизни, в противном случае ребенку трудно будет вернуться к прежнему порядку. Сохраняйте обычный режим дня (устраивайте занятия, как в школе или детском саду, устраивайте «перемены»). Если ребенок волнуется из-за вируса и задает вопросы, то говорить нужно примерно следующее: «Если выполнять все правила (мыть руки, лицо, когда это нужно — после того, как пришли с улицы, после туалета, перед едой; проветривать комнату; на улице надевать перчатки; выполнять режим дня; вовремя ложиться спать; пить витамины; нормально есть и т. д.), то все будут здоровы!» Важно переводить ответы в плоскость конкретных рекомендаций. Не нужно все время заставлять мыть руки, а только, когда это необходимо, иначе это может привести к навязчивости. Если ребенок очень боится заболеть, то можно сказать ему: «Микробы есть всегда. Но если мы поддерживаем нормальный образ жизни: проветриваем комнату, делаем зарядку, пьем витамины, т. е. соблюдаем все правила, то все будут здоровы! Конечно, человек может заболеть, но потом он выздоравливает. Ты же помнишь, как ты болел, был простужен (или я болел(а)? Потом ты выздоровел, я выздоровел(а). Важно соблюдать правила».

Рекомендации родителям по организации дистанционного обучения младших школьников с задержкой психического развития. В условиях дистанционного обучения основная работа ложится на родителей – именно они должны помочь ребенку не только в освоении школьной программы, но и в преодолении тех недостатков познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, которые затрудняют ее освоение. Какую же помощь могут оказать родители ребенку с ЗПР в условиях дистанционного обучения? Для младшего школьника очень важны стабильный режим дня и полноценный ночной сон. Учитывая повышенную утомляемость детей с ЗПР, важно дозировать нагрузки и чередовать виды деятельности. Через каждые 15–20 минут занятий следует обязательно проводить физкультминутки. Полезна пальчиковая гимнастика, особенно для первоклассников. Такие упражнения предполагают, что ребенок создает различные образы с помощью кистей и пальцев рук, сопровождая свои движения стихами. Нельзя и сдерживать физическую подвижность ребенка – это противопоказано по состоянию его нервной системы. А самое вредное для здоровья и бессмысленное для обучения – не отпускать ребенка с рабочего места до тех пор, пока все уроки не будут сделаны, и ругать его при этом за то, что он постоянно отвлекается. У детей с ЗПР не сформирован комплекс умений, связанных с осознанной саморегуляцией познавательной деятельности. Развивать внимание и память ребенка нужно и в повседневной жизни. Например, находясь на кухне, можно спросить у ребенка, что забыли положить в салат или правильно ли накрыли на стол. Перед сном, после чтения сказки, можно попросить его запомнить, на какой странице закончили чтение, чтобы на следующий день продолжить его с этого места. Для развития внимания можно предложить детям разные упражнения, например: выкладывание узора из мозаики и нахождение ошибки в узоре; выкладывание фигур из палочек по образцу; нахождение различий в двух похожих картинках; нахождение двух одинаковых предметов среди множества; срисовывание по клеточкам; нахождение заданной буквы в тексте и т.д. У детей с ЗПР ограничен словарный запас, они затрудняются выразить свою мысль и правильно построить предложение. Важно также постоянно разговаривать с ребенком (во время любого дела, самостоятельного или общего), вести диалог о том, что он видит вокруг, что делает сейчас или сделал до этого. Постоянная речевая практика способствует расширению словарного запаса, усвоению информации об окружающем и социальном мире, побуждает к коммуникации. Родителям важно выдерживать спокойный тон, средний темп речи, выделять интонацией наиболее важное. У ребенка с ЗПР часто недостаточно развита мелкая моторика рук: он неловок в быту, ему трудно застегнуть одежду или обувь, завязать шарф, он плохо рисует и не любит это занятие. Для развития мелкой моторики полезны пальцевая гимнастика и игры с мелким и предметами (сортировка, перекладывание, нанизывание бусинок по образцу). Полезны и все виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация.

Это основные вопросы, с которыми обращаются родители, но в последние недели наблюдается спад тревожности со стороны родителей, могу отметить, что пик эмоционального стресса пройден: родители смогли организовать и себя, и ребенка в новых жизненных условиях.

Как организовать досуг ребенка в период самоизоляции

Рекомендации родителям даёт руководитель Службы Лебедева Е.А.

В виду сложившейся эпидемиологической ситуации перед родителями, бабушками и дедушками, опекунами часто встает вопрос – чем занять детей?

Совместные игры или чтение укрепляют отношения внутри семьи.

Очень важно, когда в семье уделяется много времени игровой деятельности. Именно семья в первую очередь помогает ребенку делать первые открытия в познании окружающего мира. А создание комфортной игровой обстановки позволяет ребенку чувствовать себя значимым, не ощущать недостаточность его возможностей. Играя с ребенком, родителям необходимо общаться с ним доброжелательно и на равных.

Помогите ребенку выбрать игру. Приведите пример из своего детства, поинтересуйтесь, во что он играл со своими товарищами на перемене или после уроков. Если это были только подвижные игры, то воспользуйтесь нашей подборкой и договоритесь с ребенком, какой игре сегодня вы посвятите время, а какой – завтра.

Ассоциации. Игра для двух и более человек от 7 лет.

Цель игры – развитие фантазии и творческого мышления. Правила – первый игрок загадывает слово в именительном падеже и записывает его на листе бумаги и с помощью различных движений и жестов (без слов) объясняет это слово. Задача второго игрока назвать это слово с трёх попыток. Дальнейшие условия игры вы можете продумать самостоятельно.

Алфавит. Игра для двух и более человек от 5 лет.

Цель – развитие словарного запаса, активизация пассивного словаря. Первый игрок называет слово-предмет на любую букву (исключаем имена, фамилии, местоимения), задача следующего игрока – придумать слово на последнюю букву предыдущего. Проигрывает или выходит из игры тот, кто первым не сможет придумать слово на последнюю букву.

Дорисуй. Игра для двух и более человек от 4 лет.

Цель – развитие моторных навыков, ассоциативного и творческого мышления, закрепление названий цветовой палитры.

На листе бумаги первый игрок рисует любую небольшую фигуру. Задача следующего игрока быстро добавить к этой фигуре любой элемент и так далее, пока не получится законченный рисунок. Говорить, что вы запланировали нарисовать, запрещается, это должна быть чистая импровизация.

Одним из важнейших качеств, которое следует развивать у ребенка – это любовь к книге, интерес к ней. Начало этой любви закладывается в раннем возрасте, когда мама или бабушка рассказывают сказку, рассматривают с ребенком иллюстрации. Дети очень любят, когда им читают перед сном, например, тихо напевая песенку героев. Любимым занятием детей являются инсценировки сказок при помощи игрушки, подражая голосам животных.

Для детей от 4-х до 6-ти лет:

 Чарушин Е. «Томка», «Что за зверь»

Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Крокодил», «Телефон», «Мойдодыр»

Сутеев В. «Под грибом», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»?»

Мориц Ю. «Крыша ехала домой».

Для детей от 7-ми до 10-ти лет:

Жуковский В.А. Спящая царевна. Сказка о царе Берендее. Сказка об Иване-царевиче и Сером волке. Тюльпановое дерево.

Бажов П.П. Книга сказов «Малахитовая шкатулка». Уральские сказы.

Гауф В. Калиф-аист. Маленький Мук. Карлик Нос. Холодное сердце.

Лондон Д. Белый клык.

Конфликты младших школьников. Рекомендации родителям 

Рекомендации родителям даёт специалист Службы Князева И.С.

Стиль поведения, которого должен придерживаться взрослый, наблюдающий ситуацию ссоры

Правило 1.  

Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в «речевое» русло. То же относится к ситуации взаимодействия двоих ребят, один из которых традиционно оказывается побежденным в споре и вынужден все время уступать. В этом случае, если вы не вмешаетесь в течение спора, то у одного из детей может развиться робость и неуверенность в своих силах и даже в своих правах.

Правило 2

Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть «айсберга», а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.

Правило 3

 Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?». Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если вы пошутите и покажете ситуацию в забавном свете, то сразу заметите, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние.

Правило 4

 Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки.

Правило 5

 Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя своими собственными детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. Не забудьте вслух объяснить своим детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают. Даже когда вы считаете нужным наказать одного из ребят, все равно напомните ему, что вам это неприятно, вы его очень любите и надеетесь, что он поймет пользу наказания и исправится. Также позаботьтесь о том, чтобы у вашего единственного сына или дочери не возникало сомнений в крепости родственных отношений, если решаете конфликт между вашим ребенком и его приятелем.

Как родителям повышать учебную мотивацию школьников

На этот вопрос Светланы С., мамы ребенка 10-ти лет отвечает специалист Службы Джарим С.С., п.Энем (Тахтамукайский район)


1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.

2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.

3. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.4. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

5 Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.

6. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка,

7. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

8. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

9. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

10. Чётко и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей учёбы.

11. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

12. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

13. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.

14. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса.

В семье появился новый ребенок

На этот вопрос Валентины П., мамы ребенка 7-ти лет отвечает специалист Службы Доренская Л.В. с. Красногвардейское (Красногвардейский район)

Появление нового ребенка в семье всегда знаменует собой большие перемены -независимо от того, родится ли этот ребенок у родителей, будет ли он ребенком нового папы или мамы, или его усыновят.
Как предотвратить проблему?

Рассказывайте детям о том, откуда берутся и как появляются на свет дети.
На этот счет существует много детских книг, которые помогут объяснить это простым и естественным образом. Можно сделать это, когда у домашних животных появляется потомство.

Поговорите с детьми о том, какими разными способами создаются семьи, в том числе и об объединении семей, усыновлении.

Разъясните, где и как развивается ребенок до рождения.

Обратите внимание на то, что прежде чем младенец вырастет до того
состояния, когда с ним можно будет играть, должно пройти много
времени. Объясните, что за маленькими детьми нужно много ухаживать, поэтому взрослые гораздо больше заняты маленьким. Ведь когда ваш ребенок был новорожденным, за ним ухаживали точно так же.

Как вести себя ребенку, если в группе есть дети с особенностями развития?

На этот вопрос Михаила Ф., отца ребенка 8-ти лет отвечает специалист Службы Доренская Л.В. с. Красногвардейское (Красногвардейский район)

Маленькие дети обычно очень открыты и легко принимают в свой круг детей даже с серьезными отклонениями. У большинства из них еще не сложилось на этот счет никаких предрассудков.
Вы очень скоро убедитесь сами, что дети с отклонениями — это, прежде всего, просто дети. Сходство между ними и другими детьми гораздо сильнее, чем различия. Как быть?

Прочитайте вместе с ребенком книжки, где говорится о них с разными отклонениями, например: «Цветик-семицветик», и поговорите об индивидуальных особенностях людей.

Всегда прямо, конкретно и просто отвечайте на вопросы, которые будет вам задавать ребенок о своих товарищах с отклонениями. Если кто-то спросит: «А почему он не умеет ходить?», посоветуйте обратиться прямо к тому, кто не ходит. Если этот ребенок сам не сможет ответить, дайте простой ответ: «Когда он родился, его ноги не смогли заработать. Зато сейчас он ловко передвигается на коляске». Многие дети задают такие вопросы не из любопытства, а из боязни, что и с ними может случиться подобное или что они могут заразиться от калеки. Их нужно подбодрить и успокоить.

На конкретных примерах покажите детям, как сильно мы отличаемся друг от друга и насколько при этом похожи.

Займите активную позицию и постарайтесь убедить ребенка отказаться от неверных стереотипов в отношении детей с особенностями. Всякий раз, когда ребенок высказывает неправильное мнение, поправляйте его.
Обязательно говорите своему малышу о хороших чертах и достижениях ребенка с особенностями развития.

Какие методики используют для развития детей с особенностями здоровья?

 На этот вопрос Светланы Ф., мамы ребенка 7-ти лет отвечает специалист Службы Городовикова К.А. п. Тульский (Майкопский  район)

В последнее время использование разнообразных арт-терапевтических технологий стало особенно актуальным в сфере коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития. Роль арт-терапии в формировании личности ребенка, у которого слабо развита речь, угнетена психика, нарушен контакт с окружающими, весьма значительна. Раскрытие индивидуальных
задатков и способностей таких детей становится возможным при создании комфортных условий для деятельности, в атмосфере творческого общения.
Эбру-терапия является одним из инновационных арт-терапевтических методов. Она предоставляет огромные возможности для самовыражения и самореализации ребенка в продуктах творчества. Используя цвет как средство передачи настроения, ребенок экспериментирует, создавая специальными красками на вязкой воде уникальные шедевры. Перетекая из одного в другой, цвета образуют узоры необычайной красоты. Эти работы помогают определить и выразить эмоционально-чувственное отношение
ребенка к миру, облегчают процесс коммуникации с окружающими людьми.
В творческой деятельности с использованием техники Эбру, у детей
развивается мышление, мелкая моторика рук, зрительно-двигательная координация, самостоятельность, дисциплинированность (вырабатывается усидчивость у детей), фантазия, эстетический вкус (умение сочетать цвета и формы), раскрывается творческий потенциал.

Именно необычность процесса рисования в эбру —  терапии помогает
развивать и корректировать психические процессы у детей с ОВЗ, потому что — это своеобразная медитация, которая увлекает, завораживает, успокаивает, а для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, удивление, восторг.

 Как помочь ребенку справиться с новой ролью ученика

На этот вопрос Елены Б., мамы ребенка 6-ти лет (она тревожится по поводу поступления ребенка в первый класс и маму волнует какие изменения могут быть в поведении ребенка, его психологическом и физическом здоровье) отвечает специалист Службы Смирнова А . А. г. Майкоп

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособление к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников.

Адаптацию ребенка к школе можно разделить на три этапа.

Первый этап, называемая острой адаптацией, длится 2-3 недели – это самый тяжелый период для ребенка, когда он только начинает ориентироваться в новых условиях. Организм испытывает максимальные нагрузки. В этот период у первоклассника могут наблюдаться временные изменения в поведении: чрезмерная раздражительность, возбудимость или заторможенность, вялость, обидчивость, нежелание выполнять требования взрослых, плохой сон, снижение аппетита.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда первоклассник начинает лучше ориентироваться в новых условиях и его организм быстрее находит верные реакции, затрачивает меньше энергии на выполнение школьных правил.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда школьник начинает достаточно хорошо ориентироваться в новых условиях и его организм реагирует на нагрузку, меньшим напряжения всех систем. Поведение становится более спокойным.

Продолжительность всех трех фаз адаптации – приблизительно 5–6 недель, а наиболее сложным является первый месяц

Поэтому необходимо создать для ребенка условия для преодоления трудностей привыкания:

1. При этом большое значение имеет распределение времени и дел в процессе дня, изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом.

2. Создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.

3. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних заданий, соблюдение правил освещения рабочего места.

4. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

5. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.

6. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности.

7. Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Рекомендации родителям для сглаживания периода адаптации

Утро.

Будим ребенка спокойно. Пусть проснувшись, увидит улыбку и услышит ласковый голос. Некоторым детям трудно встать сразу после пробуждения. Дадим им 5-10 минут полежать в постели, чтобы организм настроился на активную работу.

Специально рассчитаем время так, чтобы ребенок мог спокойно без спешки собраться и дойти до школы. Спокойное начало дня позволит первокласснику без тревоги и лишних переживаний прожить весь день.

Отправляя в школу, пожелаем ребенку удачи, скажем несколько ласковых слов.

День.

Встретим нашего первоклассника после школы улыбкой. Поинтересуемся, что узнал нового. Не будем обрушивать на него тысячу вопросов, дадим немного расслабиться (вспомним, как мы сами чувствуем себя после рабочего дня). Если же ребенок сам рассказывает о себе, одноклассниках, школе стараемся выслушать его до конца.

Перед выполнением домашних заданий ребенку необходимо 2 часа отдохнуть. Это может быть прогулка, игра. Некоторые дети нуждаются в дневном сне.

Лучшее время для приготовления уроков — 15-16 часов. Начинать приготовление домашних заданий желательно с менее сложных, затем переходить к самым трудным, постепенно увеличивая нагрузку.

Во время приготовления домашних заданий не сидим «над душой», не вмешиваемся во все, что делает первоклассник. Ищем «золотую середину»: даем ребёнку работать самому и помогаем при необходимости.

Учим правильно реагировать на ошибку, не ругаем. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Пусть ребенок спокойно исправит ошибку и постарается запомнить правильный вариант.

Не сравниваем ребенка с другими детьми. Замечаем и показываем ему, как улучшаются его собственные результаты.

После приготовления домашних заданий сразу же складываем все необходимое на следующий день в портфель.

Вечер.

Стараемся провести вечер вместе с детьми. Для них очень важно наше внимание, общение с нами – родителями.

Гуляем на улице. Нашему первокласснику необходимы свежий воздух и активные движения.

Даем ребенку возможность поиграть. В этом возрасте игра еще очень важна для детей.

 Хорошо, если в семье существует традиция совместного семейного ужина.

Помним, что дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Дадим ребенку возможность почувствовать себя любимым: обнимем, поцелуем, улыбнемся, пожелаем спокойной ночи и приятных сновидений. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях.

Как можно поддержать первоклассника?

— отдельными словами: красиво, прекрасно, здорово,

-высказываниями: «Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.,

-прикосновениями: дотронуться до руки, обнять его и т.д.,

-присутствие рядом: одобряюще посидеть, постоять рядом, вместе погулять, заняться какой-то деятельностью и т.д.,

-выражением лица: улыбка, кивок, смех.

Как правильно выстраивать отношения со своим ребёнком

Советы Виктору П., отцу ребенка 10-ти лет даёт специалист Службы Саркисян А.А., п. Тульский (Майкопский район)

Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих. Поэтому не следует требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ребёнку право прожить жизнь самому.

Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.

Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

Не бойтесь залюбить ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему это хочется. В качестве поощрения чаще используйте ласку.

Постараетесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты /желательно, чтобы их было немного. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.

Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами. В случае неповиновения родителям нужно убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка.

Если ребенок демонстрирует открыто неповиновение, родитель может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать, за что он наказан.

Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.

Чаще разговариваете с ребенком, объясняете ему суть запретов и ограничений. Помогите ребенку вербально выражать свои чувства и переживания, научиться понимать свое поведение и поведение других людей.

Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.

Диалогу с обществом ребенок учится у нас, взрослых. Мы его мера, его масштаб, его критерии оценки других, отношения к другим и к себе. Первый шаг в мире взрослых и сверстников он начинает с того, что оглядывается на нас и судит этот мир по законам, преподанным ему нами.

Очень важно осознать, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность.

Нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с нами, у ребенка не только формируются оценки себя и других, но и зарождается очень важная особенность — сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Педагогическая авторитарность в неформальном общении с детьми порождает у них дефицит самостоятельности, неумение выразить и отстоять свое мнение. Общаясь с ребенком, очень важно отрешиться от позиции, что наше слово – истина, ибо процесс общения требует понимания другого и отождествления себя с другими.

Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации для родителей тревожных детей)

Советы Марине Р., матери ребенка 12-ти лет даёт специалист Службы Саркисян А.А., п. Тульский (Майкопский район)

Необходимо понять и принять тревогу ребенка — он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним, таким образом, вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.

Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная работа его ждет.

Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной — это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание…

Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.

У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.

Характерные черты тревожных детей

После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу.

Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.

Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.

Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких.

Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.

Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.

Если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения.

Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.

Подготовка к государственной итоговой аттестации ГИА (рекомендации для родителей)

Советы Наталье Петровне, опекуну ребенка 15-ти лет даёт специалист Службы Шустова Н. Ю, п. Тульский (Майкопский район)

Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников, это время первого взрослого испытания. Главное, в чем нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо».

Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации. Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

1.Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему.

2.Побуждайте ребенка выполнять как можно больше различных опубликованных тестов по предмету, который будет сдаваться в форме ГИА. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его

распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

3 Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

4.Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.

5.Так как в этот период дети становятся особенно мнительными и тревожными, постарайтесь поддерживать их положительными эмоциями. В свободное время вместе с ним вспоминайте прошлое, когда ему было хорошо — какие-то праздники, отдых, путешествие. Стройте планы на будущее, которые вдохновят ребёнка. Обязательно давайте детям, как следует выспаться (особенно в ночь перед экзаменом), включайте в их рацион побольше фруктов, соков, побалуйте шоколадом. А перед экзаменом, не забудьте пожелать «Ни пуха, ни пера».

6.Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

7.Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы девятиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

8.Не заставляйте ребенка учить предмет так, как это кажется лучшим для Вас. У всех людей свои методики запоминания. Пусть он учит так, как ему нравится, как ему удобнее. Если ему лучше запоминается ночью — пусть занимается хоть всю ночь. Просто, тогда не стоит будить его в восемь утра с криком «Садись немедленно за учебник!», не переусердствуйте с контролем. Но в тоже время, не стоит говорить ребенку, что экзамен — ерунда, что не надо переживать, мол, у тебя их ещё сколько будет. Эти фразы не снимут стресс и не расслабят ребёнка, т.е., никак ему не помогут. Но он может подумать, что вы просто несерьёзно относитесь к вещам, которые для него очень значимы.

9.Не повышайте тревожность ребенка перед экзаменами. Это может отрицательно сказаться на результатах тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

10.Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто кроме вас не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния, связанное с переутомлением (физиологическое напряжение — расстройства сна, общая утомляемость, психосоматические заболевания и т. д., эмоциональное — раздражительность, тревожность, страхи, низкий эмоциональный фон и др., поведенческое –отсутствие последовательности в действиях, неспособность сконцентрироваться на каком-либо занятии, проявление неуважения или повышенной агрессивности по отношению к другим людям и др.).

Организм, при подготовке и сдаче экзамена, испытывает сильное нервно-психическое напряжение. Способы для снятия этого напряжения и приемы, которые помогут мобилизовать интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.

Способы снятия нервно-психическое напряжение: спортивные занятия; контрастный душ; работа по дому; скомкать лист бумаги и выбросить; громко спеть свою любимую песню; покричать то громко, то тихо; вдохнуть глубоко 10 раз; погулять; потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Это обеспечит полноценный отдых и восстанавливает силы.

Помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Памятка родителям первоклассников

Рекомендации Маргарите Х.,  маме ребенка 7 лет даёт специалист Службы Тарсьян Л.Ш.

Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание,аккуратность, ответственность не формируется сразу. Ребенок пока еще не только учится управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не развить в нем ненужную неуверенность в себе.

Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить.

Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.

Приучайте ребенка содержать в порядке свои школьные принадлежности

Хорошие манеры ребенка зеркало семейных отношений.