(8772) 52 04 60
Служба по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи

Опыт нашей работы

Участвуя в федеральном проекте «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» в Республике Адыгея специалисты Службы по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи АНО ДО «Образовательный центр «Планета» ежедневно консультируют десятки  родителей (законных представителей), имеющих детей от  0 до 18 лет, по  вопросам в области воспитания, развития и образования детей.

В этом разделе мы будем приводить ответы наших специалистов по темам, которые могут быть интересны многим  

Как родителям повышать учебную мотивацию школьников

На этот вопрос Светланы С., мамы ребенка 10-ти лет отвечает специалист Службы Джарим С.С., п.Энем (Тахтамукайский район)


1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.

2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.

3. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.4. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

5 Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.

6. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка,

7. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

8. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

9. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

10. Чётко и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей учёбы.

11. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

12. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

13. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.

14. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса.

В семье появился новый ребенок

На этот вопрос Валентины П., мамы ребенка 7-ти лет отвечает специалист Службы Доренская Л.В. с. Красногвардейское (Красногвардейский район)

Появление нового ребенка в семье всегда знаменует собой большие перемены -независимо от того, родится ли этот ребенок у родителей, будет ли он ребенком нового папы или мамы, или его усыновят.
Как предотвратить проблему?

Рассказывайте детям о том, откуда берутся и как появляются на свет дети.
На этот счет существует много детских книг, которые помогут объяснить это простым и естественным образом. Можно сделать это, когда у домашних животных появляется потомство.

Поговорите с детьми о том, какими разными способами создаются семьи, в том числе и об объединении семей, усыновлении.

Разъясните, где и как развивается ребенок до рождения.

Обратите внимание на то, что прежде чем младенец вырастет до того
состояния, когда с ним можно будет играть, должно пройти много
времени. Объясните, что за маленькими детьми нужно много ухаживать, поэтому взрослые гораздо больше заняты маленьким. Ведь когда ваш ребенок был новорожденным, за ним ухаживали точно так же.

Как вести себя ребенку, если в группе есть дети с особенностями развития?

На этот вопрос Михаила Ф., отца ребенка 8-ти лет отвечает специалист Службы Доренская Л.В. с. Красногвардейское (Красногвардейский район)

Маленькие дети обычно очень открыты и легко принимают в свой круг детей даже с серьезными отклонениями. У большинства из них еще не сложилось на этот счет никаких предрассудков.
Вы очень скоро убедитесь сами, что дети с отклонениями — это, прежде всего, просто дети. Сходство между ними и другими детьми гораздо сильнее, чем различия. Как быть?

Прочитайте вместе с ребенком книжки, где говорится о них с разными отклонениями, например: «Цветик-семицветик», и поговорите об индивидуальных особенностях людей.

Всегда прямо, конкретно и просто отвечайте на вопросы, которые будет вам задавать ребенок о своих товарищах с отклонениями. Если кто-то спросит: «А почему он не умеет ходить?», посоветуйте обратиться прямо к тому, кто не ходит. Если этот ребенок сам не сможет ответить, дайте простой ответ: «Когда он родился, его ноги не смогли заработать. Зато сейчас он ловко передвигается на коляске». Многие дети задают такие вопросы не из любопытства, а из боязни, что и с ними может случиться подобное или что они могут заразиться от калеки. Их нужно подбодрить и успокоить.

На конкретных примерах покажите детям, как сильно мы отличаемся друг от друга и насколько при этом похожи.

Займите активную позицию и постарайтесь убедить ребенка отказаться от неверных стереотипов в отношении детей с особенностями. Всякий раз, когда ребенок высказывает неправильное мнение, поправляйте его.
Обязательно говорите своему малышу о хороших чертах и достижениях ребенка с особенностями развития.

Какие методики используют для развития детей с особенностями здоровья?

 На этот вопрос Светланы Ф., мамы ребенка 7-ти лет отвечает специалист Службы Городовикова К.А. п. Тульский (Майкопский  район)

В последнее время использование разнообразных арт-терапевтических технологий стало особенно актуальным в сфере коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития. Роль арт-терапии в формировании личности ребенка, у которого слабо развита речь, угнетена психика, нарушен контакт с окружающими, весьма значительна. Раскрытие индивидуальных
задатков и способностей таких детей становится возможным при создании комфортных условий для деятельности, в атмосфере творческого общения.
Эбру-терапия является одним из инновационных арт-терапевтических методов. Она предоставляет огромные возможности для самовыражения и самореализации ребенка в продуктах творчества. Используя цвет как средство передачи настроения, ребенок экспериментирует, создавая специальными красками на вязкой воде уникальные шедевры. Перетекая из одного в другой, цвета образуют узоры необычайной красоты. Эти работы помогают определить и выразить эмоционально-чувственное отношение
ребенка к миру, облегчают процесс коммуникации с окружающими людьми.
В творческой деятельности с использованием техники Эбру, у детей
развивается мышление, мелкая моторика рук, зрительно-двигательная координация, самостоятельность, дисциплинированность (вырабатывается усидчивость у детей), фантазия, эстетический вкус (умение сочетать цвета и формы), раскрывается творческий потенциал.

Именно необычность процесса рисования в эбру —  терапии помогает
развивать и корректировать психические процессы у детей с ОВЗ, потому что — это своеобразная медитация, которая увлекает, завораживает, успокаивает, а для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, удивление, восторг.

 Как помочь ребенку справиться с новой ролью ученика

На этот вопрос Елены Б., мамы ребенка 6-ти лет (она тревожится по поводу поступления ребенка в первый класс и маму волнует какие изменения могут быть в поведении ребенка, его психологическом и физическом здоровье) отвечает специалист Службы Смирнова А . А. г. Майкоп

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособление к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников.

Адаптацию ребенка к школе можно разделить на три этапа.

Первый этап, называемая острой адаптацией, длится 2-3 недели – это самый тяжелый период для ребенка, когда он только начинает ориентироваться в новых условиях. Организм испытывает максимальные нагрузки. В этот период у первоклассника могут наблюдаться временные изменения в поведении: чрезмерная раздражительность, возбудимость или заторможенность, вялость, обидчивость, нежелание выполнять требования взрослых, плохой сон, снижение аппетита.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда первоклассник начинает лучше ориентироваться в новых условиях и его организм быстрее находит верные реакции, затрачивает меньше энергии на выполнение школьных правил.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда школьник начинает достаточно хорошо ориентироваться в новых условиях и его организм реагирует на нагрузку, меньшим напряжения всех систем. Поведение становится более спокойным.

Продолжительность всех трех фаз адаптации – приблизительно 5–6 недель, а наиболее сложным является первый месяц

Поэтому необходимо создать для ребенка условия для преодоления трудностей привыкания:

1. При этом большое значение имеет распределение времени и дел в процессе дня, изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом.

2. Создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.

3. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних заданий, соблюдение правил освещения рабочего места.

4. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

5. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.

6. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности.

7. Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Рекомендации родителям для сглаживания периода адаптации

Утро.

Будим ребенка спокойно. Пусть проснувшись, увидит улыбку и услышит ласковый голос. Некоторым детям трудно встать сразу после пробуждения. Дадим им 5-10 минут полежать в постели, чтобы организм настроился на активную работу.

Специально рассчитаем время так, чтобы ребенок мог спокойно без спешки собраться и дойти до школы. Спокойное начало дня позволит первокласснику без тревоги и лишних переживаний прожить весь день.

Отправляя в школу, пожелаем ребенку удачи, скажем несколько ласковых слов.

День.

Встретим нашего первоклассника после школы улыбкой. Поинтересуемся, что узнал нового. Не будем обрушивать на него тысячу вопросов, дадим немного расслабиться (вспомним, как мы сами чувствуем себя после рабочего дня). Если же ребенок сам рассказывает о себе, одноклассниках, школе стараемся выслушать его до конца.

Перед выполнением домашних заданий ребенку необходимо 2 часа отдохнуть. Это может быть прогулка, игра. Некоторые дети нуждаются в дневном сне.

Лучшее время для приготовления уроков — 15-16 часов. Начинать приготовление домашних заданий желательно с менее сложных, затем переходить к самым трудным, постепенно увеличивая нагрузку.

Во время приготовления домашних заданий не сидим «над душой», не вмешиваемся во все, что делает первоклассник. Ищем «золотую середину»: даем ребёнку работать самому и помогаем при необходимости.

Учим правильно реагировать на ошибку, не ругаем. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Пусть ребенок спокойно исправит ошибку и постарается запомнить правильный вариант.

Не сравниваем ребенка с другими детьми. Замечаем и показываем ему, как улучшаются его собственные результаты.

После приготовления домашних заданий сразу же складываем все необходимое на следующий день в портфель.

Вечер.

Стараемся провести вечер вместе с детьми. Для них очень важно наше внимание, общение с нами – родителями.

Гуляем на улице. Нашему первокласснику необходимы свежий воздух и активные движения.

Даем ребенку возможность поиграть. В этом возрасте игра еще очень важна для детей.

 Хорошо, если в семье существует традиция совместного семейного ужина.

Помним, что дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Дадим ребенку возможность почувствовать себя любимым: обнимем, поцелуем, улыбнемся, пожелаем спокойной ночи и приятных сновидений. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях.

Как можно поддержать первоклассника?

— отдельными словами: красиво, прекрасно, здорово,

-высказываниями: «Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.,

-прикосновениями: дотронуться до руки, обнять его и т.д.,

-присутствие рядом: одобряюще посидеть, постоять рядом, вместе погулять, заняться какой-то деятельностью и т.д.,

-выражением лица: улыбка, кивок, смех.

Как правильно выстраивать отношения со своим ребёнком

Советы Виктору П., отцу ребенка 10-ти лет даёт специалист Службы Саркисян А.А., п. Тульский (Майкопский район)

Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих. Поэтому не следует требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ребёнку право прожить жизнь самому.

Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.

Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

Не бойтесь залюбить ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему это хочется. В качестве поощрения чаще используйте ласку.

Постараетесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты /желательно, чтобы их было немного. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.

Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами. В случае неповиновения родителям нужно убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка.

Если ребенок демонстрирует открыто неповиновение, родитель может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать, за что он наказан.

Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.

Чаще разговариваете с ребенком, объясняете ему суть запретов и ограничений. Помогите ребенку вербально выражать свои чувства и переживания, научиться понимать свое поведение и поведение других людей.

Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.

Диалогу с обществом ребенок учится у нас, взрослых. Мы его мера, его масштаб, его критерии оценки других, отношения к другим и к себе. Первый шаг в мире взрослых и сверстников он начинает с того, что оглядывается на нас и судит этот мир по законам, преподанным ему нами.

Очень важно осознать, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность.

Нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с нами, у ребенка не только формируются оценки себя и других, но и зарождается очень важная особенность — сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Педагогическая авторитарность в неформальном общении с детьми порождает у них дефицит самостоятельности, неумение выразить и отстоять свое мнение. Общаясь с ребенком, очень важно отрешиться от позиции, что наше слово – истина, ибо процесс общения требует понимания другого и отождествления себя с другими.

Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации для родителей тревожных детей)

Советы Марине Р., матери ребенка 12-ти лет даёт специалист Службы Саркисян А.А., п. Тульский (Майкопский район)

Необходимо понять и принять тревогу ребенка — он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним, таким образом, вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.

Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная работа его ждет.

Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной — это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание…

Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.

У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.

Характерные черты тревожных детей

После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу.

Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.

Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.

Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких.

Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.

Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.

Если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения.

Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.

Подготовка к государственной итоговой аттестации ГИА (рекомендации для родителей)

Советы Наталье Петровне, опекуну ребенка 15-ти лет даёт специалист Службы Шустова Н. Ю, п. Тульский (Майкопский район)

Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников, это время первого взрослого испытания. Главное, в чем нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо».

Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации. Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

1.Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему.

2.Побуждайте ребенка выполнять как можно больше различных опубликованных тестов по предмету, который будет сдаваться в форме ГИА. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его

распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

3 Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

4.Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.

5.Так как в этот период дети становятся особенно мнительными и тревожными, постарайтесь поддерживать их положительными эмоциями. В свободное время вместе с ним вспоминайте прошлое, когда ему было хорошо — какие-то праздники, отдых, путешествие. Стройте планы на будущее, которые вдохновят ребёнка. Обязательно давайте детям, как следует выспаться (особенно в ночь перед экзаменом), включайте в их рацион побольше фруктов, соков, побалуйте шоколадом. А перед экзаменом, не забудьте пожелать «Ни пуха, ни пера».

6.Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

7.Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы девятиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

8.Не заставляйте ребенка учить предмет так, как это кажется лучшим для Вас. У всех людей свои методики запоминания. Пусть он учит так, как ему нравится, как ему удобнее. Если ему лучше запоминается ночью — пусть занимается хоть всю ночь. Просто, тогда не стоит будить его в восемь утра с криком «Садись немедленно за учебник!», не переусердствуйте с контролем. Но в тоже время, не стоит говорить ребенку, что экзамен — ерунда, что не надо переживать, мол, у тебя их ещё сколько будет. Эти фразы не снимут стресс и не расслабят ребёнка, т.е., никак ему не помогут. Но он может подумать, что вы просто несерьёзно относитесь к вещам, которые для него очень значимы.

9.Не повышайте тревожность ребенка перед экзаменами. Это может отрицательно сказаться на результатах тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

10.Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто кроме вас не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния, связанное с переутомлением (физиологическое напряжение — расстройства сна, общая утомляемость, психосоматические заболевания и т. д., эмоциональное — раздражительность, тревожность, страхи, низкий эмоциональный фон и др., поведенческое –отсутствие последовательности в действиях, неспособность сконцентрироваться на каком-либо занятии, проявление неуважения или повышенной агрессивности по отношению к другим людям и др.).

Организм, при подготовке и сдаче экзамена, испытывает сильное нервно-психическое напряжение. Способы для снятия этого напряжения и приемы, которые помогут мобилизовать интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.

Способы снятия нервно-психическое напряжение: спортивные занятия; контрастный душ; работа по дому; скомкать лист бумаги и выбросить; громко спеть свою любимую песню; покричать то громко, то тихо; вдохнуть глубоко 10 раз; погулять; потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Это обеспечит полноценный отдых и восстанавливает силы.

Помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Памятка родителям первоклассников

Рекомендации Маргарите Х.,  маме ребенка 7 лет даёт специалист Службы Тарсьян Л.Ш.

Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание,аккуратность, ответственность не формируется сразу. Ребенок пока еще не только учится управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не развить в нем ненужную неуверенность в себе.

Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить.

Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.

Приучайте ребенка содержать в порядке свои школьные принадлежности

Хорошие манеры ребенка зеркало семейных отношений.