(8772) 52 04 60

Сетевая агрессия в подростковой среде

16.11.2020

Агрессивное поведение детей в киберпространстве сегодня встречается не реже, чем на улице или в школе. Чем опасна травля в интернете и как родители могут помочь своему подростку?

Опасности интернет-взаимодействия

Пространство социальных сетей для подростка — это свобода от опеки взрослых, возможность собственной активности, желание выбирать содержание и форму общения и одновременно опасная территория. Подростки сталкиваются с проявлениями агрессии и учатся на нее реагировать.

Сетевые формы агрессивного поведения

Подобная спонтанная агрессия встречается в сетях повсеместно. Формы агрессивного поведения в интернете разнообразны: например, троллинг (социальная провокация, издевательство, эпатаж) или хейтерство (ненавистничество, склочничество). Все это создает особый агрессивный фон сетевого общения.

Согласно опросу, проведенному Институтом управления образованием РАО, агрессию со стороны других пользователей приходилось переживать практически каждому третьему подростку (31,1%). Пятая часть (21,1%) указывает, что они были свидетелями агрессии в отношении других пользователей. Признали, что сами выступали в роли агрессора в отношении других пользователей, 6% опрошенных. Более трети подростков (36,1%) отметили, что они никогда не сталкивались с агрессией в социальных сетях.

Главные угрозы глазами подростков

Наибольшая угроза в Сети, по мнению подростков, — мошенничество. На втором месте — навязчивая реклама, что также можно рассматривать как угрозу, связанную с использованием техник манипуляции поведением. Другие варианты агрессии — непосредственное воздействие на личность: оскорбления, шантаж, сексуальные домогательства, оглашение личной информации, зависимость, преследования в реальной жизни со стороны виртуальных знакомых.

Все это говорит о том, что подростки воспринимают пространство социального взаимодействия в сети как весьма опасное. В целом возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, у подростков существует явная потребность в сетевом общении (более 90% современных подростков с разной степенью интенсивности общаются в социальных сетях), а с другой, они воспринимают сеть как среду, где с высокой степенью вероятности можно столкнуться с угрозами, касающимися их экономической, социальной и личностной безопасности.

Пять стратегий для родителей

Внимание родителей и их участие в жизни ребенка помогают справиться со многими проблемами, если, конечно, родители готовы взять на себя часть ответственности за виртуальные связи своего сына или дочери. Таких родителей пока меньшинство. В ходе исследования «Цифровая компетентность российских подростков и родителей» более половины родителей ответили, что безопасностью в интернете должны заниматься школа, государство или интернет-индустрия.

То, что дети все знают и умеют в цифровом мире, — это миф. Дети и подростки не должны быть полностью предоставлены сами себе, потому что они часто нуждаются в помощи взрослых. В чем их могут поддержать родители?

Исследование EU Kids Online выявило пять основных стратегий, которые могут использовать родители, чтобы помочь ребенку избегать интернет-рисков, особенно в начале своего знакомства с интернетом.

1. Активная медиация — ребенок пользуется интернетом в присутствии родителя, который ему помогает.

2. Активная медиация безопасности ребенка в интернете — родитель знакомит ребенка с правилами безопасности и поведения в Сети.

3. Ограничивающая медиация — родитель создает правила и ограничения использования интернета.

4. Мониторинг сайтов, контактов, профилей ребенка.

5. Техническое ограничение — использование специальных программ, которые позволяют блокировать и фильтровать ресурсы, отслеживать посещенные сайты или устанавливать ограничения на время пользования.

Родительская медиация, то есть посредничество, и регуляция онлайн-активности детей — это один из важных факторов, определяющий отношение и поведение подростков в Сети, сферу их интересов и деятельности, предупреждающий или смягчающий столкновение с онлайн-рисками.

Современные родители за последние годы продвинулись в освоении и использовании интернета, однако дети продолжают оставаться уязвимыми в онлайн-пространстве. Это говорит о недостаточном развитии цифровой компетентности как родителей, так и детей. Цифровой разрыв между поколениями сохраняется, но родители все более адекватно воспринимают изменение баланса между традиционной и цифровой информацией в современном мире.

В первую очередь это различные формы контроля и совместное использование интернета. Такие меры прекрасно подходят для профилактики столкновений с онлайн-рисками и умения справляться с ними.

Родителям рекомендуется уделять внимание повышению уровня собственной цифровой компетентности для сокращения цифрового разрыва между поколениями и мотивировать своих детей к ответственному использованию киберпространства. При этом родителям не следует скрывать от детей технические средства контроля и регуляции детской онлайн-активности; более грамотный путь — обсуждать с детьми эффективность различных способов защиты персональных данных в интернете и обмениваться опытом использования различных настроек конфиденциальности.

Автор: Анна Демина

С полной версией статьи Вы можете ознакомиться на сайте Растимдетей.рф, пройдя по ссылке https://растимдетей.рф/articles/setevaya-agressiya-v-podrostkovoy-srede-kak-zashchititsya